КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ
Том XXXVIII, С. 609-611
опубликовано: 12 декабря 2019г.

КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ

Содержание

[греч. κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως; слав.   ], 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих. Изнесение Креста и поклонение ему совершается по тому же чину, что и в другие дни особенного чествования Креста Господня - в праздники Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сент.) и Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня (1 авг.). После К. н. Крест остается в храме на протяжении всей седмицы (до пятницы).

Название «Крестопоклонная неделя» и чин поклонения Кресту указывают на основную тематику богослужения в эти дни - Крест Господень и страдания Спасителя.

Однако в некоторых песнопениях прослеживается и др. литургическая тема, связанная с притчей о мытаре и фарисее (Лк 18. 10-14). Это обусловлено влиянием древнего (до X в.) богослужения Иерусалима: согласно иерусалимскому Лекционарию (который отличался от к-польского), притча о мытаре и фарисее читалась не в мытаря и фарисея неделю, а в 3-е (или 4-е - по счету недель в иерусалимском Лекционарии) воскресенье Великого поста (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 62-63).

Евангельское чтение, посвященное Кресту (Мк 8. 34b - 9. 1), назначается в 3-е воскресенье поста в Типиконе Великой ц. IX-XI вв., отражающем послеиконоборческое соборное богослужение К-поля (Mateos. Typicon. T. 2. P. 38-44).

Согласно заметке, содержащейся в рукописи XIII в. из Иерусалимской б-ки (Παπαδόπουλος-Κεραμέυς. ῾Ιεροσολυμιτική βιβλιοθήκη. Τ. 2. Σ. 483), празднование в честь Креста в середине Великого поста связано с перенесением части Креста (подножия) в К-поль из Апамеи при имп. Юстине (неясно, при каком именно: Юстине I (518-527) или Юстине II (565-578)). Весьма вероятно, что изначально это событие отмечалось в конкретный день неподвижного богослужебного цикла, но впосл., поскольку в будние дни Великого поста торжественные богослужения и полная литургия не совершаются, эта память была перенесена на 3-е воскресенье (см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 31, 33). Гипотеза подтверждается наличием в Типиконе Великой ц. 6 марта указания на обретение Честного Креста (Mateos. Typicon. T. 1. P. 244; также см.: SynCP. Col. 513. 23).

С К. н. в К-поле начинался период интенсивной катехизации перед таинством Крещения, к-рое совершалось в Великую субботу. Вынос части Животворящего Древа Креста Господня и поклонение ей как одной из важнейших христ. реликвий играли в этом процессе важную роль (Mateos. Typicon. T. 1. P. 38).

К. н. в соборном богослужении Константинополя, IX-XI вв.

Согласно Типикону Великой ц., в 3-е воскресенье Великого поста помимо Евангелия (Мк 8. 34b - 9. 1) читается Апостол (Евр 4. 14 - 5. 6). После прочтения Евангелия объявляется, что в будние дни совершается поклонение Кресту: во вторник и в среду приходят мужчины, в четверг и пятницу - женщины. Со вторника по пятницу поются особые крестные песнопения: на утрене указан тропарь плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа Σήμερον τὸ προφητικὸν πεπλήρωται λόγιον̇ (     этот же тропарь поется и на Воздвижение Креста (14 сент.), см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 28-30); на Пс 50 на утрене, по окончании утрени и на тритекти («третье-шестой час») назначается иной тропарь: Τὸν Σταυρόν σου προσκυνοῦμεν̇ (   ); на тритекти вместе с этим тропарем на «Слава, и ныне» поются следующие тропари: во вторник - тропарь 1-го гласа Σῶσον, Κύριε, τὸν λαόν σου̇ (    ), в среду - 2-го гласа Τὸν ζωοποιὸν Σταυρὸν τῆς ἀγαθότητος̇ (     - в совр. Минее помещен 13 сент.), в четверг - 2-го гласа Σωτηρίαν εἰργάσω ἐν μέσῳ τῆς γῆς̇ (     ), в пятницу - 1-го гласа ᾿Απὸ ὕψους ἀοράτως̇ (С высоты незримо...) (Mateos. Typicon. T. 2. P. 40-44).

В студийскую эпоху.

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, в К. н. (в этом источнике она также называется «средокрестной» - Пентковский. Типикон. С. 243) соединяются последования Октоиха (воскресное) и Триоди (Креста) (Там же. С. 242-243). Отмечены такие песнопения в честь Креста, как самогласная стихира на вечерне, кондак 7-го гласа и канон 1-го гласа на утрене. В конце каждой песни канона утрени на катавасию поются пасхальные ирмосы    На утрене по 2-й кафизме из сосудохранилища приносится Крест и помещается на престоле; в конце утрени Крест выносится из алтаря и полагается на специально приготовленный для него стол перед алтарем, затем поется тропарь    и совершается поклонение Кресту с пением особых стихир. По отпусте утрени духовенство и братия обходят с Крестом весь мон-рь, после чего Крест возвращают на свое место в сосудохранилище. На литургии на блаженнах поются тропари 3-й и 6-й песней канона Триоди, Трисвятое заменяется тропарем    следуют прокимен из Пс 98, аллилуиарий со стихом из Пс 73, чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. С понедельника по пятницу после 9-го часа на изобразительных совершается поклонение Кресту, для чего его всякий раз приносят в храм из сосудохранилища. В среду указано особое последование в честь Креста, включающее стихиры и канон 8-го гласа (Там же. С. 243).

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 527-534) также соединяются последования Октоиха и Триоди, в конце утрени совершается поклонение Кресту. Эта редакция Студийского устава содержит больше песнопений Кресту по сравнению со Студийско-Алексиевским Типиконом. В последование Креста входят отпустительный тропарь плагального 1-го гласа Σῶσον, Κύριε, τὸν λαόν σου̇ (    ), те же кондак и канон на утрене, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе (однако на катавасию указывается пение не пасхальных ирмосов, а заменяющих их подобных ирмосов - τὰ πρόσειρμα); 2 цикла стихир-подобнов и неск. самогласнов; на паннихис поется иной канон Кресту - 4-го гласа. Во время поклонения Кресту в конце утрени многократно поется тропарь Τὸν Σταυρόν σου προσκυνοῦμεν̇ (   ), перемежаемый пением седальнов и стихир. На литургии поются воскресные блаженны, Трисвятое заменяется тропарем Τὸν Σταυρόν σου̇ (  ), прокимен из Пс 27, аллилуиарий и чтения из Апостола и Евангелия те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, причастен Пс 148. 1 и 4. 7b. В будние дни седмицы после К. н. указывается поклонение Кресту в среду (в конце утрени) и пятницу (после изобразительных); во все дни седмицы за богослужением исполняются песнопения (каноны, стихиры, седальны), посвященные Кресту. В среду служба совершается по особому уставу, называется «бдением» (ἀγρυπνία) и состоит из повечерия и утрени; на утрене после «Аллилуия» вместо троичнов гласа поются тропарь Τοῦ Σταυροῦ σου τὸ ξύλον προσκυνοῦμεν̇ (    ), непорочны с аллилуиариями, полиелей, канон Богородице из Октоиха и канон Кресту из Триоди (Там же. С. 531-532).

В афонской редакции Студийского устава - Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. (Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 279-280) и Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 218-221), одной из древнейших южноиталийских редакций Студийского устава, богослужение К. н. имеет в целом те же особенности, что и в Евергетидском Типиконе. По этим источникам чин поклонения Кресту также совершается в среду 4-й седмицы.

В Иерусалимском уставе

начиная с самых ранних известных его редакций, в К. н., так же как и в Студийском уставе, последование Триоди соединяется с воскресной службой Октоиха. Отмечается большое количество песнопений в честь Креста, что свидетельствует о высоком праздничном статусе службы: отпустительный тропарь Σῶσον, Κύριε, τὸν λαόν σου̇ (    ), кондак, канон, 2 или 3 цикла стихир-подобнов, стихиры-самогласны и др. Песни канона покрываются катавасией ῾Ο θειότατος προετύπωσε̇ (  ), в некоторых ранних Типиконах указываются ирмосы Крестовоздвижения    в качестве дополнительной катавасии, напр. в серб. Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. (Миркович. Типикон. С. 140б), в рус. Типиконе 3-й четв. XIV в. (ГИМ. Син. № 329 Л. 221). В греч. Типиконах и Триодях к XVI в., а в славянских - после сер. XVII в. расширяется состав последования Креста в службе К. н.: появляются стихиры на малой вечерне, количество стихир на «Господи, воззвах» на великой вечерне увеличивается до 4, появляется указание на полиелей и седален Креста после полиелея (однако в рус. Типиконе 1682 г. и последующих это указание было переосмыслено как относящееся к храму, названному в честь Креста). После малой вечерни предписывается перенести Крест из сосудохранилища в алтарь с пением тропаря Σῶσον, Κύριε, τὸν λαόν σου̇ (    ); в самых ранних редакциях, где малая вечерня еще не указывается (напр., в Sinait. gr. 1094, XII в.- см.: Lossky. Typicon. P. 254), этот чин не описан. В конце утрени (после великого славословия и пения воскресного тропаря) - поклонение Кресту, как и в студийских Типиконах. Перед поклонением трижды поется тропарь Τὸν Σταυρόν σου̇ (  ), во время поклонения - стихиры-самогласны Кресту. На литургии на блаженнах поются тропари воскресные и тропари 6-й песни канона Кресту из Триоди (в нек-рых Типиконах, включая печатное московское издание 1633 г.,- 3-й песни), Трисвятое заменяется тропарем    прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие те же, что и в студийских Типиконах, причастен только Креста - Пс 4. 7b. На следующей за К. н. седмице поклонение Кресту совершается в понедельник, среду и пятницу (в ранних редакциях Иерусалимского устава, напр. Sinait. gr. 1094, поклонение указано только в среду и пятницу), причем в понедельник и среду поклонение бывает на 1-м часе, а в пятницу - после изобразительных; в некоторых Типиконах в пятницу указывается поклонение на 6-м часе или допускаются оба варианта (см., напр., первопечатный московский Типикон 1610 г.). Песнопения Кресту поются всю седмицу до пятницы, с особенными последованиями в среду и пятницу, когда на утрене добавляется полный канон Кресту, а рядовое последование из Минеи переносится на повечерие.

В совр. греч. изданиях, отражающих приходскую греч. практику (Типикон Константина протопсалта, 1-е изд. в 1838, Виолакиса Типикон, 1-е изд. в 1888), устав службы в целом тот же, что в традиц. иерусалимских Типиконах, но с рядом отличий. Вечерня и утреня совершаются отдельно, на утрене отмечается полиелей; как и в поздних греч. Типиконах, канон поется только из Триоди (на 8), с запевами: к 1-му тропарю песней канона - воскресный Δόξα τῇ ῾Αγίᾳ ᾿Αναστάσει σου (    ), к др. тропарям - Δόξα σοι ὁ Θεὸς ἡμῶν δόξα σοι (      ), перед песнями канона и в качестве катавасии поются ирмосы ῾Ο θειότατος προετύπου (  ). После славословия в конце утрени выносится Крест и совершается поклонение. На литургии, согласно 1-му изд. Типикона Константина, поются изобразительны, на блаженнах - тропари 3-й и 6-й песней канона Кресту; согласно следующим изданиям Типикона Константина и Виолакиса, поются особые праздничные антифоны (1-й - Пс 4. 7b, 59. 6, 67. 19a, 60. 6b; 2-й - Пс 97. 3b, 132. 7b, 73. 12, 45. 11b: 3-й - Пс 98. 5, 27. 9a, 27. 9b), после входа - тропари воскресный, Кресту, святому Минеи (вместо последнего у Виолакиса - святого храма) и богородичный кондак Τῇ ὑπερμάχῳ Στρατηγῷ̇ (  ). Трисвятое заменяется тропарем Τὸν Σταυρόν σου̇ (  ); в конце литургии вместо Εἴδομεν τὸ φῶς̇ (  ) поется тропарь Σῶσον, Κύριε̇ (  ).

Гимнография

В совр. богослужебных книгах последование Креста включает такие элементы, как отпустительный тропарь 1-го гласа Σῶσον, Κύριε, τὸν λαόν σου̇ (    ); кондак «тяжкого» (т. е. 7-го) гласа Οὐκέτι φλογίνη ῥομφαία̇ (    ) с икосом, творение прп. Романа Сладкопевца; канон без акростиха, творение прп. Феодора Студита, 1-го гласа, ирмос: ᾿Αναστάσεως ἡμέρα̇ (  ), нач.: Πανηγύρεως ἡμέρα (  ); 4 самогласна, 4 цикла стихир-подобнов, 4 седальна, светилен; к числу крестных песнопений можно отнести имеющиеся в книгах крестобогородичны. Кроме того, песнопения в честь Креста присутствуют в будние дни 4-й седмицы Великого поста, следующей за К. н.: 3 стихиры-подобна - на вечернях с воскресенья по четверг, седальны по 2-м и 3-м стихословиях Псалтири и 2 трипеснца - на утренях с понедельника по пятницу. В среду и пятницу отменяются рядовые службы Минеи, вместо них поются дополнительные стихиры и канон Кресту; со вторника по пятницу на 6-м часе вместо тропаря пророчества поется тропарь    Песнопения К. н. и следующей за ней седмицы частично совпадают с гимнографией праздников Воздвижения Креста Господня (14 сент.) и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1 авг.).

В каноне К. н. 1-го гласа, составленном на пасхальные ирмосы    соединяются литургические темы Воскресения Христова и прославления Креста; как правило, 1-й тропарь каждой песни посвящен Воскресению:         (1-й тропарь 1-й песни), остальные тропари - Кресту. Для того чтобы уменьшить радостный характер этого канона при его исполнении в середине Великого поста, ирмосы этого канона не поются, даже вопреки обычной практике исполнения ирмосов канона Триоди в качестве катавасии - здесь вместо них поются «подобные» (имеющие такую же ритмико-акцентную структуру) ирмосы ῾Ο θειότατος προετύπωσε̇ (  ); указание на пение пасхальных ирмосов в К. н. имеется только в Студийско-Алексиевском Типиконе. По этой же причине первые (воскресные) тропари песней данного канона часто отсутствуют в древних рукописных Триодях (Карабинов. Постная Триодь. С. 134-135). В XIX-XX вв. мысль о возможности исполнения пасхальных ирмосов в К. н. озвучивается в лит-ре, однако не встречает отклика как противоречащая прямым указаниям Устава (Талин В. О пении на утрени Недели крестопоклонной ирмосов Пасхального канона // ЖМП. 1968. № 3. С. 74-76; Успенский Н. Д. Еще несколько слов «о пении на утрени Недели Крестопоклонной ирмосов Пасхального канона» // ЖМП. 1969. № 2. С. 75-79; То же // Успенский Н. Д. Православная литургия: Ист.-литург. исслед. М., 2007. С. 302-312).

В песнопениях К. н. и следующих за ней дней Крест связывается с постным подвигом и представляется серединой Великого поста:          (1-я стихира на «Господи, воззвах» на вечерне понедельника);        (1-й тропарь 2-й песни 1-го трипеснца вторника 4-й седмицы). Крест предваряет Воскресение Христово, подготавливает его:           (2-й тропарь 1-й песни 2-го трипеснца понедельника);          (светилен по 9-й песни в К. н.). Благодаря подвигу очищения во время Великого поста верующие получают возможность поклониться Кресту:               (2-й тропарь 9-й песни 1-го трипеснца понедельника 4-й седмицы);         (седален по 2-м стихословии на утрене вторника 4-й седмицы). Литургическая тема притчи о мытаре и фарисее звучит в самогласнах дня (один самогласен на утрене, другой - на вечерне) на протяжении всей седмицы, начиная с самогласна на хвалитех на утрене в К. н. Τὴν ὑψηλόφρονα γνώμην̇ (  ).

В рукописях встречаются песнопения К. н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 2-го гласа «Древо райское умертви мя...» с икосом (Битольская Триодь XI-XII вв. // София. БАН. 38. Л. 48); кондак плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, нач.: Χαίροις, ὁ σταυρὸς, τὸ κράτος τῶν βασιλέων (Радуйся, Крест, держава царей) с икосом (Амфилохий. Кондакарий. С. 60).

Лит.: Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения правосл. кафолической восточной Церкви. СПб., 1846 3, 1996р; Лебедев П. Наука о богослужении правосл. Церкви. М., 1895. Ч. 2. С. 96; Никольский. Устав. С. 590-592; Карабинов. Постная Триодь; Богослужения Триоди Постной. М., 2010.
А. А. Лукашевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВЕЛИКИЙ ПОСТ период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи
  • ГОЛУБЕЦ крест с кровлеобразным покрытием; надгробие, напоминающее по форме дом
  • КИЙСКИЙ КРЕСТ созданный по заказу патриарха Никона в 1656 г. в Палестине для Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря
  • ЛАЗАРЕВА СУББОТА в правосл. традиции - 6-я суббота Великого поста, предшествующая празднику Входа Господня в Иерусалим
  • НАДГЛАВНЫЙ КРЕСТ разновидность креста, определяемая по его функции - венчать завершение христ. храма, как правило, православного
  • НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ утвердившееся название для подвесного креста (на шнуре и т. п.) небольших размеров из металла, дерева, камня и др. материалов, носимого на груди под одеждой (на теле), являющегося для его носителя зримым символом христ. веры